9 февраля 2014 г.

Осуществление коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, при организации сюжетно-ролевой игры.


Глаза – ценный, удивительный дар природы, а зрение – это самый мощный источник информации о внешнем мире. 90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор и, частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии ребенка.

Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья – основы дальнейшего полноценного развития организма. Вырастить крепких, здоровых детей – главная задача.

В последнее время, в нашем городе, мы все чаще видим детей, имеющих дефекты зрения. На первый взгляд, эти дети отличаются от других детей только тем, что носят очки. Столкнувшись в процессе работы с такими детьми, я обнаружила, что многие из них испытывают серьезные трудности, связанные с недостаточным развитием психических процессов, бедными, а иногда и неправильными представлениями о предметах и явлениях, которые нам с вами хорошо известны. Они испытывают трудности в общении, ведь не каждый ребенок ( а мы знаем, что сегодня дети очень жестоки к тем, кто не похож на них) захочет не только принять в друзья, но и просто поговорить с мальчиком или девочкой, которые носят очки и имеют диагноз косоглазие. Но мы не врачи, поэтому вопрос исправления дефекта зрения не в нашей компетенции. Мы педагоги, а значит наша работа – свести к минимуму те последствия, к которым приводит нарушение зрения. Мы должны научить ребенка не только правильно видеть и понимать окружающий мир, воспринимать и обрабатывать информацию. Главное – мы должны помочь маленькому человеку успешно социализироваться и адаптироваться в нашем мире.

Данную задачу необходимо решать через сюжетно-ролевую игру.

Детям нравится принимать участие в жизни и деятельности взрослых, а вот прожить роль взрослых помогает сюжетно – ролевая игра в коллективе сверстников в детском саду. Основной задачей педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения, является формирование у них навыков и способов зрительного восприятия, которые значительно повышают познавательные способности ребенка с амблиопией и косоглазием и способствуют восстановлению зрительных функций.

Наибольшее значение для развития ребенка с нарушением зрения приобретает игра, становясь основной формой не только развития, но и коррекционной деятельности. Необходимым условием возникновения самодеятельных форм игры является педагогическая помощь, направленная на формирование предметных представлений, игровых умений и способов взаимодействия в игре. А также на создание коррекционно-развивающей среды, которая обогащает зрительный сенсорный опыт дошкольников с нарушением зрения.

В развитии зрительного восприятия нормально видящего ребенка именно окружающая среда, наполненная разными зрительными стимулами, обеспечивает потребность и необходимость зрительного реагирования на раздражитель. У детей с нарушением зрения сама по себе среда не может оказывать такого эффекта, требуется специальная ее организация, поэтому возрастает роль взрослого в организации предметной среды. Это подбор определенных предметов по цвету, форме, величине для конкретных детей. Позиция взрослого направлена на совместное выделение объекта, его опознание, поддержание у ребенка поисковой энергии. А также организуем жизнь группы так, чтобы исчез ряд причин задерживающих развитие игровой деятельности у детей с недостаточностью зрения, создаем условия способствующие совершенствованию способов этой деятельности.

В наш детский сад №17 «Ладушки» дети поступают с 2-х лет. При проведении мониторинга развития сюжетно-ролевой игры зачастую выявляем более низкий уровень развития, нежели тот, что требуется программой воспитания в массовом детском саду для каждой возрастной ступени. Причина заключается в том, что дети с глубокими нарушениями зрения почти не играют. Их игра заключается в манипулировании игрушками или неадекватных действиях (покачивание и др.). в развитии игровой деятельности этих детей, появляются те же закономерности, что и в учебной, трудовой – замедленный темп, диспропорциональность в развитии отдельных сторон игры, отставание в развитии игровой деятельности от нормально видящих детей.

Специальные исследования игровой деятельности слабовидящих детей дошкольного возраста, проводившиеся Л.И.Солнцевой, выявили некоторые своеобразия в формировании у них игровых действий.

Развитие этих действий, как правило, задерживается из-за недостаточной упражняемости двигательных функций организма, бедного запаса представлений и низкой активности при познании окружающего мира. Но в тех случаях, когда у слабовидящего ребенка хорошо развита устная речь, он развертывает сложную сюжетно-ролевую игру. При этом свой недостаточный сенсорный и игровой опыт слабовидящий ребенок замещает словом, то есть вместо выполнения игрового действия называет его. В этих случаях, по мнению Л.И.Солнцевой, как раз и необходимо вмешательство взрослых. Педагогическое руководство игрой, направленно на наполнение игровых действий практическим содержанием, потому что у слабовидящего ребенка «за схематизированным игровым действием лежит неумение, не владение конкретным действием, в отличие от старших дошкольников, у которых имеет место полноценное, свернутое, конкретное действие, способное развернуться в любой момент.»

Как известно, в играх отражается жизненный опыт детей. Слабовидящие дети, как правило, ограничены в своем общении. Они ограждаются от выполнения многих трудовых обязанностей. Наблюдение за трудом взрослых у них затруднено. Это приводит к тому. Что жизненный опыт у этих детей обеднен. Ролевая игра детей с патологией зрения характеризуется бедностью сюжета, небольшим количеством звеньев. Характерно также, что в процессе этих игр у детей возникает много конфликтов при распределении ролей, атрибутов и т.д.. это объясняется резким различием слабовидящих детей в уровнях развития игровой деятельности и в частности, мотивов побуждающих ребенка к игре.

Наличие в одной и той же возрастной группе детей с разными уровнями развития игровой деятельности затрудняет игровое общение детей с нарушениями зрения. Кроме того, некоторые, особо опекаемые в семьях, чрезмерно оберегаемые дети, не привыкли уступать, делиться игрушками. Это создает дополнительные барьеры на пути к совместным играм.

Мои наблюдения показывают, что даже на седьмом году жизни дети с патологией зрения не умеют самостоятельно организовывать более менее продолжительную сюжетно-ролевую игру. Им не хватает положительного опыта общения, наблюдения за трудовыми процессами и отношениями людей, занятых тем или иным трудом. В результате, беря на себя роль, они не всегда последовательно выполняют игровые действия, диктуемые этой ролью.

Так в начале игры «в магазин» Софья и Катя распределили между собой роли «кассира» и «продавца», но при отборе атрибутов Софье не захотелось расставаться с весами, хотя по логике игры «кассиру» весы не нужны. Но Софья долго настаивала на обратном. Потом «продавец» начал исполнять роль»кассира», формально находясь у прилавка на месте «продавца». А когда подошли «покупатели» максим и Егор, девочки стали прятать игровой материал, объясняя свое поведение тем, что «мальчики всю витрину повалят». Через непродолжительное время игра закончилась.

Из примера видно, что сюжетно-ролевая игра «в магазин» у слабовидящих детей шести лет только зарождается и без педагогического вмешательства, даже при наличии необходимых атрибутов, не развертывается.

Поэтому считаю, что одним из важнейших приемов обучения детей с нарушениями зрения игре является участие в ней воспитателя (среднего и начала старшего возраста).

Учитывая, что наши дети не склонны к длительным играм, я заранее готовлю их к ролевой игре, путем предварительного обыгрывания игрушек и других атрибутов будущей игры. Знакомясь с различными вариантами использования каждой игрушки, разнообразными способами действия с ними, ребенок восполняет пробелы в представлениях, конкретизирует и уточняет их. Учу детей многоплановому использованию предметов в играх: использовать один и тот же предмет в разных ситуациях, выделяя то один, то другой существенный признак. Дети узнают, что один и тот же предмет может быть использован по-разному. Это обогащает игру детей, они ее не прекратят из-за отсутствия какого-либо предмета, а постараются подыскать предмет-заменитель.

При обучении детей использованию предметов-заменителей в игре я поначалу подбираю предметы, имеющие значительное сходство с заменяемым предметом. Например, палочку вместо ложки, термометра, пипетки; круг, обруч вместо руля и т.д. в конце старшего возраста это сходство уже менее выражено.

Подвожу к использованию предметов-заменителей постепенно. При этом учитываю, чтобы ребенок твердо знал название и свойство заменяемых предметов и предметов-заменителей.

При подготовке к игре большое внимание уделяю работе над словарем детей. Для этого эмоционально вхожу в роль, становлюсь участником детской игры, и войдя в контакт с детьми, развиваю ее в нужном направлении. При этом постоянно уточняю и обогащаю словарь детей. Например, беру куклу и говорю: «Нам с Даниилом нужно ехать отдыхать к морю. Нужно собрать необходимые вещи, купить билет на поезд у кассира. Кто будет кассиром? Кто проводником? Кто будет пассажиром?»

Для того чтобы игра обогащалась конкретными представлениями об окружающем мире использую специально организованные наблюдения во время коррекционных занятий, прогулок, экскурсий.

Например, во время экскурсии в аптеку дети сначала рассматривали витрину, запоминали названия лекарств и медицинских приборов. Затем наблюдали, как покупатели подают рецепт, оплачивают стоимость лекарства, получают заказ. А затем мы сами заказали морскую соль для полоскания горла после еды, заплатили деньги, получили препарат и поблагодарили кассира. После экскурсии обсудили смысл наблюдаемой деятельности взрослых людей, их взаимоотношения. В дальнейшем закрепила наблюдаемое беседой по картине, познакомила с элементами сюжета предстоящей игры, обыграли с детьми имеющиеся игрушки, которые будут использованы в ролевой игре. Затем организовала посильное изготовление атрибутов для предстоящей игры ( пакетов, денег, лекарства и т. д.). При изготовлении атрибутов для игры у детей развивается мелкая мускулатура кисти руки, глазодвигательные функции, ориентировка на листе бумаги.

Затем прочитали рассказы: Тургенева «Человек заболел», «Сестра», «Мы с Тамарой - санитары», которые вызвали у детей желание играть, а также прочитанное развивает у детей память, слух…. Только после проделанной подготовительной работы начали играть в сюжетно-ролевую игру. При этом поначалу я была обязательным участником, одним из действующих лиц каждой новой игры детей. В дальнейшем, по мере овладения детьми игрой, мое вмешательство становилось менее активным.

У детей налаживается общение, исчезает боязнь быть непонятым, высмеянным, обретается душевный комфорт. Дети нашего детского сада принимают лечение у медсестер ортоплеоптисток, ходят на индивидуальные занятия к логопеду и психологу. Потерю времени для игры мы восполняем, используя по возможности больше игровых моментов при проведении занятий и совместной деятельности.

Таким образом, игровая деятельность положительно влияет на эмоциональное состояние детей, способствует реализации и актуализации ребенком уже имеющихся у него знаний и умений. В результате усвоения детьми с нарушением зрения социального и двигательного опыта, возникают психические системы, включающие в себя характерные для каждого возраста структуры, отражающие индивидуальные и специфические особенности развития слабовидящего ребенка. Они содержат в себе сочетание различных уровней развития познавательных качеств, физических возможностей, социальных навыков и умений. Эти новообразования являются предпосылкой и основой для дальнейшего присвоения ребенком социального опыта и совершенствования уровня общения в среде сверстников.



Комментариев нет:

Отправить комментарий