23 января 2014 г.

Пальчики помогают говорить!


Почему у детей задержка в речевом развитии?
Считается, что главное от чего зависит развитие речи - это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми. Родители обычно получают совет – больше разговаривать с детьми. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности. Но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами. Конечно, это важное условие, чтобы ребёнок заговорил, но нужно учесть ещё и другое.
Проведённые исследования показали, что степень развития движений пальцев совпадают со степенью развития речи у детей.
Дети, которым удаётся повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. Рука ребенка физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
Заботиться о своевременном развитии речи малыша необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения. Заниматься тренировкой пальчиков можно с ребенком уже с 6-7 месячного возраста. Начинать желательно с массажа кистей рук – поглаживать их в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем сгибать и разгибать каждый палец. Всем известные игры “Ладушки”, “Сорока-белобока”, “Коза-рогатая”, “Пальчики” не требуют подробных разъяснений и очень уместны в этот период. Чем старше становится ребенок, тем больше значение мелких движений пальцев рук для формирования его психических процессов. Ученые установили, что уровень психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики.

Детям дошкольного возраста можно предложить:
- мозаику (мелкую и крупную, всевозможные пирамидки, наборы коробочек для собирания в них камушек по цвету и величине).
- наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти рук) .
- наборы колец разной величины для нанизывания их на стержни.
- наборы шнурков различной толщины для развязывания и завязывания.
- наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавания предметов на ощупь) .
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры - это инсценировка, каких либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево». Ориентироваться в сторонах собственного тела, зеркального отображения.
Мелкая моторика оказывает влияние не только на речь, но и на внимание, память, мышление и воображение.
Таким образом, развивая пальчики ребёнка, мы способствуем развитию целого ряда важнейших свойств его психики. Ребёнок с хорошо развитой мелкой моторикой может самостоятельно одеваться, писать и рисовать, вырезать, выполнять бытовые и учебные действия.



Комментариев нет:

Отправить комментарий